Восьмиступенчатый путь Йоги
Любой из путей йоги имеет многоступенчатую систему самосовершенствования.
Именно самосовершенствования, поскольку путем йоги каждый идет сам.
Если вы занимаетесь йогой в группе, то групповое занятие предполагает только обучение. Гуру, ведущий группу должен исправлять ошибки практикующих и отвечать на теоретические и практические вопросы, но практикуете вы сами.
Практика йоги всегда предполагает ежедневность занятий. Если человек практикует от случая к случаю, то его прогресс сводится практически к нулю.
Классическая йога насчитывает 8 ступеней, а именно Яму, Нияму, Асаны, Пранаяму, Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. Только, проходя пошагово от одной ступени к другой, практикующий йогу добивается совершенства.
Давайте кратко расшифруем их:
Первая и самая главная ступень йоги – Яма, требует от будущего йога соблюдать морально этические принципы.
Ко второй ступени йоги относится Нияма, - это правила поведения в индивидуальной жизни, личной гигиены, распорядка дня и питания.
На третьей ступени йог практикует Асаны, - определенные физические упражнения и позы, приводящие человека в гармонию. Асаны учат человека правильно стоять, сидеть, лежать и ходить, а также подготавливают тело к следующей ступени Пранаяме.
К четвертой ступени йоги относится Пранаяма, которая предполагает освоение контроля над праной - жизненной энергией. Этот контроль осуществляется посредством дыхания.
Пятая ступень йоги Пратьяхара учит йога достигать полного контроля над своими чувствами (индриями).
К шестой и седьмой ступени йоги относятся соответственно Дхарана и Дхьяна, которые позволяют йогу подчинить контролю ум (читту).
Восьмой ступенью йоги является Самадхи. Это вершина лестницы йоги, практикуя которую, йог испытывает слияние индивидуальной души (Дживаатма) с божеством (Параматма).Практикующий йогу должен вначале последовательно, а затем параллельно осваивать ступень за ступенью, не пытаясь перескочить через одну, а тем более через несколько ступеней без освоения предыдущих. Он как бы строит пирамиду, вначале создается «фундамент» посредством практики Ямы, на нем создается «первый этаж» – посредством практики Ниямы. Естественно, чтобы строить 3 этажа пирамиды обе первые ступени должны быть очень устойчивыми. Тогда можно с успехом приступить к практике Асан.
К сожалению, в последнее время любители Хатха йоги забывают про первые две ступени и начинают сразу с Асан. Как следствие мы имеем в лучшем случае травмы, а в худшем повреждение психики.
А теперь представьте человека, который занялся практикой Пранаямы, не утвердившись, в первых трех ступенях. Его пирамида просто переворачивается, и он может потерять рассудок.
Но самое интересное начинается на более высших ступенях. Практикующие настолько увлекаются стремлением к вершине пирамиды, что забывают про постоянное наращивания фундамента, которым являются практики Ямы и Ниямы. Результатом подобных ошибок является их падение, с вершины их мнимого могущества и совершенства. Этих «йогов» подводит гордыня и самомнение, которая низводит их все усилия к нулю.
Каждая ступень у практикующего йогу занимает определенный временной интервал. Например, прежде чем начинать заниматься Асанами нужно, по крайней мере, 1 год, заниматься Ямой и Ниямой – очищая свой организм и тонкие планы человеческой сущности от шлаков. А чтобы перейти к Пранаяме, человек должен, по крайней мере, 3 года заниматься Асанами, при этом, не прекращая практиковать Яму и Нияму. Человек должен научиться правильно стоять, сидеть, лежать и ходить. А когда у него откроется, как говорят йоги, дыхание, практикующий может приступать к практике Пранаямы. Но нельзя забывать, того что, занимаясь Пранаямой, практика Ямы, Ниямы и Асан продолжается с не меньшей, чем ранее интенсивностью.
Кстати, возраст начинающего ученика играет немаловажное значение. Например, до 18 лет вообще категорически запрещено заниматься Пранаямой, выполнять мудры и бандхи, т.к. эти практики могут навредить психике растущего организма, тоже касается и некоторых практик медитации. С другой стороны асанами можно начинать заниматься в любом возрасте, единственный важный критерий, которого следует придерживаться – начинай с простых асан и по мере их освоения переходи к сложным.
Примерно через 12 лет непрерывных практик первых четырех ступеней йоги, человек может приступать к практикам высших ступеней, - Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи, входящих в Раджа йогу.
Конечно же, у практикующего должен быть живой учитель. Без учителя путь самосовершенствованию более труден и опасен, хотя возможен, если ученик обладает врожденной интуицией и слушает своего главного учителя – его высшее «Я».